Играем вместе с нами

Дорогие друзья! Этим летом мы предлагаем вам поиграть вместе с нами в русские народные игры!

Малечина Калечина

Старинная народная игра — забава.

Играющие ставят палочку вертикально на кончик одного или двух пальцев (нельзя поддерживать палочку) и, обращаясь к Малечине (палочке) , приговаривают стишок:

Малечина Калечина,
Сколько часов до вечера,
Один, два, три ……..

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палочка покачнулась, ее подхватывают другой рукой, не допуская, чтобы она упала. Победитель определяется по величине числа, до которого досчитал.

Репка

Игроки садятся друг перед другом, упираясь ногами в ноги соперника. Руками берутся за палку, которая находится между ними.  По команде, не вставая с места, они начинают тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетягивает соперника на себя. (Играют мальчики, т.к. игра  силовая).

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной. Одному из играющих («Заря»)  дают ленту. Он ходит с лентой за спинами стоящих в кругу игроков и приговаривает:

Заря — заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

На последних словах водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из стоящих в кругу детей. Игрок замечает ленту, берет ее и они бегут по кругу в разные стороны. Задача каждого, занять освободившееся место. Кто не успел встать в круг, становится «зарей».

Бирюльки
Бирюльки — это небольшие деревянные или сделанные из синтетических материалов палочки длиной примерно 10 см. ,числом от 60 до 100. Пучок бирюлек кидают на стол или любую ровную поверхность одним броском, так чтобы они легли в хаотичном порядке. Играющие по очереди начинают снимать их пальцами  по одной так, чтобы рядом не задеть рядом лежащую бирюльку. Если она сдвинулась, то игрок передает ход следующему по очереди игроку. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество безупречно снятых бирюлек. Можно к некоторым бирюлькам приделать цветные наконечники, или придать иную форму бирюлькам (в виде мечей, копья, лопатки и т. д.), дать им название (король, генерал, полковник, и т.д.) . За такие бирюльки можно начислять большее количество баллов.

Жмурки
Водящего игрока называют «жмуркой». «Жмурке» завязывают глаза шарфом или платком. Раскручиваю его, а потом ведут с ним диалог:
Ведущий:   Кот, кот на чем стоишь?
Жмурка:     На квашне
Ведущий:   А что в квашне?
Жмурка:     Квас
Ведущий:   Лови мышей, а не нас
После этих слов «жмурка» должен по звуку колокольчика поймать увертывающего от него участника с бубенцом. Поймав его, он встает в круг, а тот, кого поймали становится  «жмуркой».

Золотые ворота
Два игрока встают друг напротив друга, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются ворота’. (Ударение ставится на последнюю согласную).
Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего игрока, или берутся за руки. Получившаяся цепочка двигается , проходя под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота,
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки. Игроки, которые оказались пойманными, становятся новыми «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается , а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

 Заводила
Все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от стоящих в кругу игроков. Те, в свою очередь выбирают «Заводилу». «Заводила» показывает остальным игрокам различные   движения,  которые они стараются за ним повторять, не отставая от него. Водящему, стоящему в кругу  предлагается отгадать, кто «заводила». Если в течение 20 секунд водящему это не удается, он выходит из игры, а водящего и «заводилу»  выбирают вновь.

У медведя во бору
На площадке чертят две линии метров 6 — 8 друг от друга. За одной линией «спит» «медведь» (водящий), за второй линией «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в лес, собирать грибы, ягоды (гуляют между линиями). Подходя к линии, где спит «медведь», произносят слова:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» просыпается и выскакивает из берлоги, стараясь осалить, убегающих от него детей. Осаленый игрок становится «медведем». Игра продолжается.

Красочки
Выбирается водящий  — Монах и ведущий — Продавец. Все остальные играющие, в тайне от Монаха, загадывают цвета, которые не должны повторятся и говорят Продавцу. Игра начинается, когда Монах приходит к продавцу и начинает диалог:
Монах:   Я Монах, в синих штанах, пришел к вам за  красочкой.
Продавец: За какой?
Монах: (например) За красной
Продавец:(если такой краски нет)  Иди по красной дорожке, найдешь красные сапожки, поноси, да назад приноси.
Монах в этом случае начинает игру сначала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от Монаха, а тот в свою очередь его догоняет. Если догнал, то красочкой становится водящий (Монах), а если нет, то игра продолжается.

Игра-забава Лебедь да щука
2 игрока берутся за веревку. В двух шагах от каждого ставится по кегле. По сигналу игроки начинают тянуться к своей кегле, пытаясь схватить ее свободной рукой. Отпускать веревку запрещается.

Казачья старинная игра (эстафета)
Собираются 2 команды по 5 человек. Первым игрокам выдается «плеть» (короткая палка с примотанной к ней веревкой с узлом на конце). Дети по очереди бегут до стоящих в отдалении кегель (5 штук), расставленных в шахматном порядке. Их задача, одним ударом сбить 1 кеглю (если сбивается больше попытка не засчитывается). Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Сбить нужно все кегли.